«Панамский кейс — это аперитив перед компроматным пиром»
Это публикация открывает цикл интервью с политическим журналистом Дмитрием Запольским, который в 2012 году вынужденно эмигрировал из России, опасаясь мести со стороны властей за стремление работать "по стандартам «Би-би-си»". Имея три высших образования — в сфере психологии, биологии и философии, — он с 1990 по 1993 год избирался депутатом Ленсовета, был одним из руководителей Комиссии по правам человека, с 1993 до 1999 год вел авторскую программу "Вавилон Дмитрия Запольского", с 1999 года до момента выезда из страны – автор и ведущий информационно-публицистического ток-шоу "Петербургское время", а также — руководитель одноименного телеканала.
Часть предоставленной Дмитрием информации обладает признаками инсайда, что обеспечивает ее особую ценность для аудитории: ранее журналист по профессиональной необходимости вынужден был неоднократно сталкиваться с представителями нынешней власти и посвящаться в политические нюансы того, что он называет "античеловеческой системой".
В ходе первой нашей беседы он прокомментировал ситуацию вокруг "панамского скандала". По его мнению, главной итогом "утечки" стал тот факт, что отныне Запад — волей или неволей — обязан будет отреагировать официальными расследованиями, которые неизбежно завершатся крахом путинизма и эпохи "договорняков" между режимом Кремля и западным миром. Именно в этом, считает журналист, кроется истинный страх Путина — в разрушении прежнего, основанного на цинизме и лицемерии политического мира, где Вашингтон и Брюссель то и дело закрывали глаза на очевидную российскую коррупцию и тиранию — в обмен на сохранение централизованного контроля Москвы над ядерным арсеналом и так называемой "территориальной целостностью" государства.
А.К.: Дмитрий, как Вы понимаете, в первую очередь нас будет интересовать Ваше мнение о все новых, практически официально подтверждаемых данных о коррумпированности Путина и его окружения.
Д.З.: Прежде всего, следует иметь в виду, что дело не только в коррумпированности лично Путина, тем более что прямых улик против него как таковых нет, хотя косвенные — существуют. Есть система. Коррумпированы все. И Путин всего лишь "фронтмен", причем далеко не самый жадный. Очень неумный и наивный. Очень слабый и жестокий. Он занимает свое место благодаря артистичности и «резонансности» толпе, то есть он похож на идеал правителя в глазах значительной части российского населения. В меру молодой, в меру — пожилой, не зверь, но и не «добряк», не слишком заумный и образованный (народ не доверяет интеллигентным «очкарикам-ботаникам»), но и не совсем «от сохи», то есть язык иностранный знает, умные слова произносить умеет. Он, в силу своей чекистской жизни, где их учили приемам вербовки противника, умеет притворяться «своим» для любого окружения. И ему удалось завербовать большую часть населения. Важно понимать, что Путин - не вселенское зло: если убрать его, система заместит его кем-то другим. В непонимании этого феномена — трагедия России и Европы вообще.
Я считаю своим долгом убеждать как можно большее число думающих людей, что в РФ сегодня сложилась чудовищная антигуманная система. И Путин — это кондуктор, но не водитель. И тем более — не механик этой машины. Он — удобная для всех фигура: когда перестанет устраивать своих кукловодов, они снесут его на свалку и поменяют на другую. Увы, проблема не в нем, а в самой тонущей империи, в коллективном бессознательном которой кипят сегодня страсти классического Рима, раздираемого варварами, Византии, одолеваемой османами-мусульманами, обитателей Зимнего дворца, предчувствующих, как вонючие кронштадские матросы испражнятся в китайские вазы династии Мин. И эти призраки варваров, янычаров и братушек в бушлатах, они не только в воспаленном сознании, они наяву — это и гастрбайтеры в метро, на вокзалах, на стройках, на кассах дешевых магазинов, это какие-то чеченцы с золотыми пистолетами в генеральской форме, это предатели-навальные, пособники злых пиндосов-американцев — кругом русского человека окружают признаки крушения империй.
А.К.: Насколько серьезную тревогу испытывает Путин и его окружение в связи с "панамским скандалом"?
Д.З.: Думаю, что сам по себе панамский пакет документов не сильно волнует Путина, так как он, естественно, будучи разведчиком, нигде никогда следов не оставляет. Да и история "комиссии Салье" в начале девяностых его многому научила: всегда найдется предатель в близком окружении, двойной агент или просто растяпа. И вчерашние коллеги по разведке завтра продадутся врагу и сдадут тебя за три копейки, на всех никакого полония не напасешься. Поэтому он не боится компромата — ничего не подписывает сам, не оформляет на себя. А окружение вообще давно ничего не опасается: волков бояться — в лес не ходить.
Но видно, что Путин в панике, и "Панамский кейс" — главная причина этого. Почему он занервничал? Скорее всего, почувствовал, что этот массив компрометирующей информации окончательно переломит общественное мнение в мире против России. И он отчасти прав: вот-вот упадет та капля в эту чашу с ядом, которая переполнит ее.
Есть и еще один момент: Путин опасается, что рухнула система договоренности с Западом времен начала девяностых: вы держите под контролем ядерные силы, а мы вас не трогаем, "объединяем" с вами разведслужбы и осуществляем взаимное информирование.
"Панамгейт" — не плод работы разведок, а нечто совершенно новое. Горизонтальная сила, которую не перебить "покупкой" журналистов, не остановить ядом или подстроенной аварией, не договориться, не убить, не посадить. И если это так, то я понимаю Путина: в этом случае ему действительно конец. Этого он предугадать не мог — что сотни каких-то «журналюг» будут копать миллионы файлов, выискивая фамилии реальных владельцев денег и прослеживать контракты, причем не по заданию ЦРУ-ФБР-ГРУ-МИ-6-Моссада, а сами, в инициативном порядке! Да это же вся картина мира рушится! Сноудена можно купить, Ассанджа — запереть в посольстве банановой республики. А с этими что делать? Нет приема против лома, нет такого количества офицеров диверсионных спецотрядов...
А.К.: Из Ваших прежних интервью следует, что Запад не готов оказывать слишком большое давление на президента РФ в виду выполнения "главного" контракта о концентрации власти в Кремле с целью гарантированного контроля над ядерным оружием. Значит ли это, что, скорее всего, расследование Panama Papers было проведено по инициативе отдельных журналистов, а не американских властей? Во втором случае получается, что американцы были не слишком заинтересованы в "утечке".
Д.З.: ЦРУ, конечно, знало о панамских документах — это же секрет Полишинеля, о чем Шубин дал понять заранее, когда обвинил Путина в коррупции. И это был не «слив» президента РФ со стороны США, как многие политические коментаторы подумали. Просто власти США не хотели выглядеть некомпетентными: а ведь именно так случилось бы, если бы "Панамгейт" был опубликован раньше заявления финразведки США.
В то же время есть ненулевая вероятность, что США в гораздо большей степени встревожены "Панамским расследованием", чем Путин, потому что это неминуемо требует предпринять каких-то действия. Фактически это требует смены Путина, а это означает окончательный демонтаж остатков империи: процесс геморройный, долгий, дорогой и противный, как керосин в чае.
Меньше всего Америке с ее проблемами медстраховок и дурацкой устаревшей политической системой нужны эти заморочки: голодающее Поволжье, гражданская война в Сибири, война Новгородского урядника с Псковским наместником за контроль над портом в Усть-Луге, причем все это — в условиях взрывающихся атомных электростанций и всеобщего поиска похищенных при штурме бункера в Ясеневе портативных ядерных ранцевых диверсионных зарядов.
Западный мир, как наркоман, все увеличивал и увеличивал дозу дурмана, стараясь не замечать очевидного: рано или поздно прозвенит звонок из 1945 года, и надо будет начинать разгребать ошибки прошлого по раскройке старушки-Европы и мира вообще. В этом смысле Путин — идеальный партнер: он дал возможность НАТО консолидироваться, создал (и создает) мобилизационную атмосферу, доведя оссийское общество до ситуации, когда без внешнего вмешательства оно точно не сможет реорганизоваться.
Иными словами, я клоню к парадоксальному, но очевидному выводу: вброс "Панамского досье" крайне невыгоден Америке. И НАТО. И ЕС. И вообще никому в реальной политике. И если он произошел сам по себе, то это третий звонок. Пора всем действовать. Впереди новая страница истории. Это не противостояние Путина с компанией воров-коррупционеров и идиотов из Госдумы с одной стороны, и Обамы, Меркель и НАТО с другой. Это противостояние всех вышеперечисленных акторов с какой-то совершенно иной силой, называемой чем-то вроде "Неумолимого хода истории".
Впрочем, лично я полагаю, что все гораздо проще: как говорилось в некоторых СМИ, ревнивая баба решила нагадить бывшему любовнику и слила миллион файлов журналистам. Никто не был заинтересован во вскрытии гнойника, но он лопнул сам. Так бывает в политической истории. Точнее, именно так всегда и бывает.
А.К.: Вы справедливо отметили в другом своем интервью, что Путин не обладает приписываемым ему состоянием и даже не может толком воспользоваться какими бы то ни было благами вроде яхт и резиденций, поскольку не может выйти из Кремля в "вертикальном" положении. В таком случае на какие цели расходовались и расходуются выводимые через оффшоры десятки миллиардов долларов?
Д.З.: Сегодня мы все гадаем: что за деньги были у Ролдугина в оффшоре? Очевидно, конечно, что это некий фонд, отданный под контроль самого доверенного лица. Допускаю, что Ролдугин даже не подозревал о цифре в два миллиарда. Но главный вопрос: зачем Путину нужно было собирать эти деньги? Для каких оперативных нужд? Что он с ними делал? Очень важно ответить на этот вопрос, чтобы понимать ситуацию в целом.
Существует несколько правдоподобных версий, но сначала исключим неправдоподобные. Это явно не "заначка Путина на черный день", так как ясно, что все подобные схемы прозрачны для разведок, потому что получить доступ к материалам этой компании-регистратора для США — раз плюнуть, тем более, что Панама — не слишком суверенная страна. Понятно, что данные обо всех офшорах есть у ЦРУ и ФБР. Поэтому перед нами — не деньги для "взяток главам государств" и подкупа "пропутинских политических сил в странах НАТО", как недавно предложил думать ушлый пиарщик Антон Вуйма.
Тем не менее, это явно какая-то "черная касса". С этой точки зрения более вероятно, что это — "стабилизационный фонд Путина". Вроде "бюджета на агентурно-оперативную работу" для наличия возможности без затей оплатить налом какой-нибудь "черный проект". На покупку какого-нибудь компрмата на врагов. На устранение неугодных. На подарки "с барского плеча" особо "приближенным честным пацанам" — которым по изначальной договоренности нельзя воровать. Возможно, в их число входит тот же Золотов, возможно кто-то еще.
Не исключаю, что это — "касса взаимопомощи", то есть оперативная финансовая подпитка друзей-олигархов. Что-то типа "общества взаимного кредита" под патронажем Самого Главного. Очень высока вероятность, что это действительно так. В сущности, в том, что у Ролдугина есть офшорка с двумя миллиардами долларов, компромата-то особенно нет. Вот если бы показали пленку, где дядя в женском белье отсасывает у пьяного Депардье, и за это вручает ему российский паспорт, то это было бы компроматом. А ролдугинские миллиарды — всего лишь лишний симптом полной деградации европейской модели общества и государства в России, проявление дикой ордынской сущности гниющей империи, отравляющей трупным запахом всю цивилизованную Европу.
Когда-то один известный политический технолог в начале нулевых показал мне один потрясающий пример цинизма российской политики. Он работал на выборах, причем сначала с коммунистами, в другом регионе консультировал партию Миронова, в третьем с Жириновским, а в конце компании — и с "Единой Россией". И все расплачивались наличными долларами. И все доллары были одной серии. То есть из одного банка. Вы что-то спрашивали про Панамские офшоры?
А.К.: Кто, в таком случае, главный адресат Panama Papers, если даже США, как Вы утверждаете, не испытывают большого оптимизма по поводу данного скандала? И что последует за этим эпизодом расследования? Следует ли ожидать новых?
Д.З.: Я думаю, что виолончелист Ролдугин с его унылыми попытками оправдаться — это первый пробный шар. Главное — впереди! Разумеется, адресат всех этих действий — избиратели западных демократий и налогоплательщики Европы. Это неминуемо подталкивает политические элиты США и Евросоюза к более осторожному обращению с Россией. Скорее всего, эти сливы сломают договоренности США и НАТО с Путиным о том, что после августовских выборов в Госдуму будут все-таки выполнены Минские соглашения, восточная часть Украины так или иначе будет интегрирована в виде автономий обратно под юрисдикцию Киева, в Крыму проведут повторный референдум и он станет более легитимен (либо в виде союзного государства наравне в Белоруссией и Россией, либо все-таки в составе России, но с соблюдением приличий). И снова Путин станет рукопожат, и Большая Восьмерка примет Россию обратно в лоно европейского клуба приличных режимов, и нефть подорожает, и рубль укрепится... А тут вдруг какие-то сливы, Салливаны, офшоры, виолончелисты-миллиардеры… Цирк с конями! Никуда не годится.
Думаю, что внезапное назначение Золотова и скропостижное создание гвардии — признак паники, ощущение потери контроля над ходом вещей и надвигающегося периода полнейшей неизвестности для Путина, несчастных его приспешников и противников. И для Обамы это — не меньший сюрприз. Не предупредить ли Путина о предстоящей "турбулентоности" приезжал бойкий американский старичок с портфелем к Путину? Может, вовсе и не давить на него хочет Обама, а заставить подумать — как жить в новой реальности? Возможно, в Панамском досье еще есть что-то ну очень неприятное для всей почтенной публики, а этот ролдугинский "панамский кейс" — это, вероятно, лишь аперитив перед грядущим компроматным пиром.
Беседовал Александр Кушнарь, Newsader
Комментариев нет: