Россия уже трещит по швам - Джемилев
С одним из лидеров крымскотатарского народа, народным депутатом от Блока Петра Порошенко и советским диссидентом Мустафой Джемилевым мы встретились в его киевской квартире. Как радушный хозяин он тут же предложил кофе, не приняв отказа. "Мы с подозрением относимся к тем, кто отказывается от крымскотатарского кофе", – улыбнулся Джемилев. Кстати говоря, кофе оказался замечательным – насыщенным, но мягким.
Во время разговора он много курил. Беседовали о "мирных" планах, развале России, санкциях и, конечно, Крыме. Ближе к концу интервью Мустафе Джемилеву позвонила жена, которая до сих пор живет на оккупированном полуострове. Супруга сообщила, что ее грозят выдворить из Крыма, если она не получит российский паспорт, - сообщает Обозреватель
- И что будете делать?
- Переговорим с адвокатом. Подумаем, что можно сделать. Но могут выдворить, а у нее там старая больная мать, дом, хозяйство, сын. Да и мы же призываем наших соотечественников не покидать Крым. Если они уедут, это будет нехороший пример.
- Начнем с "мирных" планов, которые часто всплывают в последнее время. Я имею в виду план Пинчука, план Артеменко. Как вы думаете, это может быть скоординированная кампания по навязыванию Украине "компромисса" с Россией?
- Думаю, этих персонажей можно разделить, потому что они независимы друг от друга, и статус у них разный. Пинчук – бизнесмен, который в первую очередь думает о своем бизнесе. Ему же нужно торговать с Россией. Очень жаль, что он пытается решить этот вопрос за счет украинской территории.
Другое дело – Артеменко. Он народный депутат, который при вступлении в должность давал присягу защищать территориальную целостность государства. А сейчас он предлагает сдать Крым в аренду. Тут налицо признаки посягательства на целостность Украины. Как минимум он должен быть лишен депутатских полномочий. И знаю, что прокуратура возбудила против него уголовное дело.
Но присутствуют ли в действиях Артеменко элементы заказа? Вообще есть такая теория: у Путина дела настолько плохи, что он решил задействовать все свои скрытые резервы. Возможно, да. Но вероятнее, что просто имеет место бездушность людей, которые думают не о стране, а о самопиаре в специфической публике.
- Думаете, все-таки удастся доказать факт преступления Артеменко? Громкие дела-то у нас заводят часто, но до суда они редко доходят.
- К сожалению, да. Вот в России за такой поступок грозит до 5 лет лишения свободы по статье 280 пункту 1 – посягательство на территориальную целостность. Может быть и хорошо, что мы не затыкаем людям рты. Но в военное время это непозволительно. Правда, есть один плюс: общество узнает, кто есть кто.
- Как вы считаете, в США и в целом на Западе серьезно воспринимают подобные планы? Запад восприимчив к любым более-менее адекватным "мирным" идеям. Потому что, надо признать, для них условия урегулирования конфликта не так принципиальны, как для нас.
- Конечно, и на Западе есть определенные силы, которым наплевать на судьбы людей. Они думают о своих интересах. Есть такие люди в том числе и в команде Трампа. Люди, с которыми контактировал Артеменко, – как раз относятся к этому разряду. Они считают, что нужно договориться с Путиным. За борт выбрасываются такие базовые принципы, как человеческие ценности, принципы международного права. По сути, наносится удар по глобальному миру. Ведь если одному государству позволено пользоваться военным преимуществом, чтобы захватить часть территории другого государства, то почему это не позволено другим? Открывается дорога для масштабного мирового хаоса. Люди, которые предлагают договориться с Путиным, недалекие. Они не думают о возможных последствиях.
- Выглядит так, что ввиду внутриполитической ситуации Трамп пока не сдаст Украину. Или вы не согласны?
- Во время предвыборной кампании Трамп говорил, что, по его информации, якобы жители Крыма сами захотели оккупации, поэтому по поводу его нынешнего статуса можно договориться с Путиным. Но, видимо, ему разъяснили ситуацию, показали карту, указали, где находится Крым, какие могут быть последствия сделки по Украине.
Или Трамп сам дошел до этого, разобрался в ситуации, или возымел эффект давления партии, которая привела его к власти. Республиканская партия традиционно тверда в своих позициях по отношению к Украине. При Обаме они тоже говорили, что он недостаточно поддерживает Киев, настаивали на передаче летального вооружения. И вдруг такие заявления их лидера… Конечно, это многих обескураживало, в том числе и в США. Там даже готовился проект закона о том, что президент не вправе снимать санкции без решения Конгресса. Не знаю, проведут они этот законопроект или нет, но, похоже, сейчас речь о снятии санкций вообще не идет.
- В конце февраля Трамп заявил, что нужно увеличить расходы на собственную оборону на 9,2% и укрепить ядерный потенциал Штатов. В России тогда заговорили о том, что это может спровоцировать гонку вооружений. Это возможно?
- Честно говоря, тут немного прослеживается параллель с политикой Рейгана, который обанкротил Советский Союз в основном на гонке вооружений. СССР огромную часть своего национального продукта бросал на вооружение, но сравниться с Западом, с Америкой все равно не мог. Поэтому все начало разваливаться.
Увеличение расходов на вооружение действительно способно обанкротить нынешнюю Россию. Россия где-то в 50 раз больше Италии, но ее ВВП значительно меньше итальянского. И почти вдвое меньше, чем у одного американского штата Калифорния. Правда, содержание полуторамиллионной армии России обходится значительно дешевле, чем содержание такой же по численности армии в других странах. Россия ведь своим солдатам практически ничего не платит.
Но Москва делает хорошую мину при плохой игре – там хорошо понимают, что новый виток гонки вооружений для России будет катастрофой. Уже сейчас там все трещит по швам. А тут еще оккупированные территории. На содержание Крыма даже в таком депрессивном состоянии необходимо 3-4 млрд долларов в год. Это примерно столько же, сколько они на всю систему здравоохранения выделяют. А у России же не только Крым. Есть еще другие территории, требующие многомиллиардных дотаций: оккупированные Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня…
- Несколько недель назад пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил, что Трамп все-таки рассматривает Россию как потенциального союзника в Сирии. Тогда многие забеспокоились. К чему приведет возможное сближение позиций России и США на Ближнем Востоке, может ли это как-то затронуть Украину?
- В Сирии, на Ближнем Востоке такой калейдоскоп политических сил, что иногда даже трудно разобраться, кто кому враг и кто с кем воюет, – у каждого свои интересы. Например, курдская военизированная организация PYD (сирийское подразделение марксистской курдской партии PKK, которая действует преимущественно на территории Турции) считается оппозиционной режиму Асада и ИГИЛ, иногда воюет против них, но их главная задача – расчистить территорию для своего государства, убивая при этом туркменов и арабов, которые тоже выступают против ИГИЛ и Асада. Америка тесно сотрудничала с ними, поскольку считает их союзниками в войне с ИГИЛ и режимом Асада, что вызывало большое раздражение Турции. Это и стало одной из причин охлаждения отношений между США и Турцией.
Пару недель назад появилась информация, что PYD уже сотрудничает с режимом Асада против Турции. Не будет большой сенсацией, если завтра появится информация о дружеских отношениях PYD и с ИГИЛ – с твердыми принципами там не очень густо. Так вот идея сотрудничества с Путиным в войне против ИГИЛ, полагаю, имеет тот же запашок, поскольку путинский режим будет отстаивать только свои интересы, а не бороться с террористами. Да и брать в союзники одного террориста для борьбы с другими – не очень цивилизованно и перспективно.
- Если перейти к европейскому направлению. За последние недели из стран ЕС прозвучало несколько схожих заявлений: текущая тактика по отношению к России не работает, нужно искать новые подходы. Сейчас я говорю о заявлении канцлера Австрии, об отчете комитета по иностранным делам британского парламента. Да и Болгария, Венгрия вообще призвали снять санкции с России. Чем грозит эта тенденция? Мы видим, что, как бы там ни было, голоса сторонников диалога с Россией становятся громче.
- В каждой из перечисленных вами стран есть свои нюансы и ставить их в один ряд вряд ли правильно. Австрия изначально, с момента оккупации Крыма, не была сторонницей санкций и, несмотря на решения ЕС, продолжала заключать с Россией торгово-экономические контракты.
Хорошо помню высказывания президента Австрии Хайнц Фишера в Варшаве в июне 2014 года на банкете после присуждения мне Премии Солидарности. Он сидел рядом со мной и комментировал выступление Барака Обамы, который на том банкете довольно жестко говорил о России, высказывался за продолжение и усиление санкций: "Да неправильно это, разве можно говорить с Россией языком санкций, надо договариваться…" На мой вопрос, а как же договариваться, если эта страна оккупировала твою территорию и не хочет вести каких-либо переговоров, он ничего вразумительного не сказал. Правда, он тут же выразил свое возмущение по поводу того, что мне запретили въезд в Крым, сказал, что через неделю будет встречаться с Путиным и обязательно поднимет этот вопрос.
Через пару недель я получил от него письмо, где он писал почти дословно следующее: "Как и обещал, я действительно обговорил с Путиным ваш вопрос, но обрадовать ничем не могу. Путин сказал, что не может решить вопрос вашего въезда в Крым, потому что вы являетесь гражданином Украины и депутатом Верховной Рады". Видимо, такой идиотский ответ удовлетворил президента Фишера, и он по этому вопросу больше не "возникал".
В Болгарии и Венгрии своя специфика. В первой сильны пророссийские настроения, которые базируются на роли России в выходе Болгарии из состава Османской империи и обретении независимости. Как мне говорили во время визита в Софию осенью прошлого года, там настроения 50/50. Причем, у второй половины граждан уровень неприязни к агрессивной политике России примерно такой же, как и в Украине.
С Венгрией у Украины не было особо тесных отношений и до российской агрессии. Преимущественно из-за не совсем корректных заявлений венгерских политиков, в том числе премьера Орбана о защите прав и интересов венгров на украинском Закарпатье. Это нам несколько напоминает претензии России защищать "русский мир" за пределами своей страны. Кроме того, там есть довольно сильная праворадикальная националистическая партия Yobbik. Она, как и большинство крайне радикальных партий в Европе, является пропутинской.
- А какова ситуация в Британии?
- В Британии совсем иначе обстоят дела. Действительно, недавно комитет по иностранным делам британского парламента выступил с критикой деятельности своего МИДа, предложив наладить более тесные отношения с Россией. Но в то же время этот комитет высказался за продолжение санкций против России до выполнения ею требований международных структур (в том числе по Украине). А побывавший недавно в Киеве министр иностранных дел Британии Борис Джонс на встрече с нами четко говорил, что британские санкции ни в коем случае не будут сняты до освобождения Крыма от российской оккупации.
Когда во время встреч с политическими деятелями Запада я высказываю опасения по поводу раздающихся то там, то здесь голосов о необходимости снятии санкций, то мне обычно отвечают: "А когда этих голосов не было? Всегда были – у нас демократические страны, и каждый вправе высказывать свое мнение. Но санкции же не отменяются".
- То есть по крайней мере в этом году мы можем не переживать по поводу санкций?
- Думаю, да. Последние резолюции Европарламента, Генеральной ассамблеи ООН, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Тбилисская декларация ОБСЕ четко говорят о России как об агрессоре. Не считаться с этими документами ни одна нормальная страна не может.
Комментариев нет: